Во-первых, это легкая одежда и
спортивная обстановка в доме. Спортивные снаряды входят в повседневную жизнь с
самого раннего детства, становятся средой обитания наравне с мебелью и другими
домашними вещами.
Во-вторых,
это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных
тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая
спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.
В-третьих,
это родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей
получается, участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.
Все эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Многие
пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать
развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими
какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие
и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития.
Как рождаются способности?
В методике Никитиных не стоит цель научить детей всему как можно раньше, цель
другая - создать условия для развития их способностей – по их возможностям и
желаниям.
Наблюдая за детьми, можно заметить, что развиваются у них те стороны
интеллекта, для которых у родителей есть условия, опережающие само развитие.
Допустим, ребенок только начал говорить, а у него уже среди игрушек кубики с
буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.
Самым главным открытием на этом пути стало то, что в этих условиях дети очень
многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам
они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие
уравнения, с интересом путешествовали по карте мира и т.д. Они при этом становились
самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее – тоже не по
годам.
Сейчас нужен не только знающий человек, но и творчески
осмысливающий свое дело, свое место в жизни, а для этого нужны высокоразвитые
творческие способности и умение применять их на практике, в труде, на любом
месте, в любой жизненной ситуации.
Итак, условия для развития должны опережать его,
подготавливаться заранее. Вот для этого и нужна – все равно, в доме ли, в
детском ли учреждении – гораздо более богатая обстановка, чем та, в которой
сейчас растут дети во многих семьях.
Нужно стараться идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить
себя в каком бы то ни было творчестве. Для этого, например, можно повесиь на
стену карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, буквы печатные и прописные,
измерительные приборы и, конечно, множество книг. Эти первые впечатления могут
непроизвольно возбудить интерес к какой-то области знаний и даже развить
определенные способности ребенка.
Вместе с детьми.
Что нужно для того, чтобы ребенок взялся за дело, занимался им увлеченно и
добился результата?
Общая работа или просто работа рядом – это обязательный интерес и к процессу
труда, и его результатам друг у друга, это повод для разговора, это обмен
мнениями, это общая радость, когда получилось хорошо, короче, это общение в
самом лучшем его варианте – в совместной деятельности.
Еще очень важное: стараться не делать за малыша то, что он сам может сделать,
не думать и не решать за него, если он сам может додуматься и решить.
Вообще в любых занятиях детей стараться поощрять творчество, не навязывать
своих мнений, а тем более решений, не торопиться обязательно предотвратить
ошибку или сразу указать на нее. В случае неудачи стараться не упрекать, не
стыдить, а вот если получилось что-то хорошо, не скупиться на похвалу.
Какая может быть перегрузка, если ребенок занимается по своему желанию
тем, что ему интересно, и столько, сколько сам хочет. Лучший отдых – это
перемена занятий, а для ребят это не проблема: возможностей для такой перемены
очень много. Больше того, возможны сочетания занятий. Эти непринужденность,
раскованность очень приближены к игровой. При этом старайтесь учить малышей
радоваться успеху другого так же, как своему.
Предоставив детям максимум свободы, можно избежать сразу трех зол: и
перегрузки, и возможного отвращения детей от нужных и полезных дел, и тяги к
уличным соблазнам, которые оказываются куда примитивнее и скучнее, чем их
насыщенная разнообразной деятельностью домашняя жизнь.
|