Обучение грамоте детей,
особенно детей с тяжелой психоречевой патологией, по альтернативным методикам
практикуется логопедами дошкольных учреждений давно. Используя фонемный метод
обучения, педагоги часто бывают бессильными перед стойким неуспехом некоторых
детей. Эти дети с трудом усваивают навыки звукобуквенного анализа и
синтеза, для них подчас оказываются просто недоступными такие
абстрактно-символические понятия как «гласный звук», «твердый-мягкий звук»,
«буква», «слог», «точка, ударение», «схема слова, предложения» и т.д.
Особую трудность для
детей составляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных. И, хотя
большинство выпускников логопедических групп поступают в школу, овладев
механизмом чтения, среди них уже к концу 1 класса выявляется огромный процент
дисграфиков и дислексиков. Таким образом, традиционный подход к обучению
грамоте в детском саду не всегда удовлетворяет требованиями школы, поскольку не
решает проблему профилактики нарушений письменной речи.
В свою очередь, методика
Н.А. Зайцева, (более известная как «кубики Зайцева»), позволяет решить
ряд проблем, с которыми сталкиваются логопеды при обучении чтению.
Из истории: Первая версия кубиков Зайцева была выпущена еще в 1988
году приобрела огромную популярность среди родителей и воспитателей
дошкольных учреждений. С тех пор кубики Зайцева существенно видоизменились, но
принцип обучения чтению (складовой) остался прежним. Несмотря на несомненные
успехи детей-дошкольников, обучившихся читать и писать по кубикам Зайцева (за
2-3 месяца беглое чтение и письмо фактически без ошибок), детям с
ограниченными возможностями она была почти недоступна. Логопеды, дефектологи,
олигофренопедагоги лишь эпизодически использовали ее в своей
работе, получая хорошие результаты, но эти данные никогда не обобщались, не
было методических разработок, методика Зайцева не была адаптирована и
систематизировна для работы логопедов и дефектологов.
Краткая структура
методики Зайцева: адаптированная к
работе с детьми с тяжелой речевой патологией. К этой категории относятся
дети 5 лет, поступившие в логопедическую группу с диагнозом «общее недоразвитие
речи 2-3 уровня», имеющие вторичные психомоторные задержки развития, такие как
«задержка психического развития», легкая форма ДЦП, заикание легкой
степени, а также дети, у которых зафиксирована гиперактивность с дефицитом
внимания как следствие основного нарушения. Конечно, сюда можно отнести и
детей с ФФНР, однако работа с ними проходит в более короткие сроки и результаты
более яркие, чем у детей предыдущей категории. Важно отметить, что в
адаптированном варианте методика Зайцева дает хорошие результаты и в работе с
детьми с умственной отсталостью (олигофрения в степени дебильности и
имбецильности). Такая универсальность заложена в самом принципе обучения, так
как он позволяет формировать межанализаторные и межполушарные связи, реализует
интегративную функцию мозга и, опираясь на сохранные функции, максимально
задействует возможности ребенка. Даже дети с несформировавшимся доминантным
полушарием оказываются полностью включенными в работу, поскольку система
Зайцева предполагает опору на все основные каналы восприятия. Другими
словами, методика Зайцева реализует компенсаторный подход к обучению, что
является обязательным условием работы логопеда и дефектолога.
Изучение
нейропсихологических аспектов данной методики позволяет сделать
вывод, что обучение по методике Зайцева - это своего рода этап
логопедической работы, который, выполнив свою задачу, постепенно сменяется
другими этапами, качественно отличающимися от традиционной работы по
овладению грамотой в детском саду, поскольку выходит за рамки программы.
Обучение в логопедической группе длится примерно 4 месяца, но
может как сокращаться так и растягиваться во времени до 6 месяцев. Оставшееся
время до конца учебного года логопед посвящает закреплению полученных
навыков и знаний.
Работая
по методике Зайцева, логопед должен четко представлять те цели и задачи,
которые он ставит перед собой, помимо главной – научить детей читать и писать.
Коррекционно
– развивающие цели и задачи обучения:
1.
Развитие речевого дыхания
2.
Развитие ритмико-интонационной стороны речи.
3.
Развитие фонематического слуха и таких
операций как фонематический анализ и синтез (на уровне склада, то есть сочетания
согласный +гласный)
4.
Автоматизация и дифференциация звуков.
5.
Развитие зрительно-моторной координации.
6.
Профилактика дисграфии и дислексии.
7.
Развитие словаря как по лексической теме,
отрабатываемой на фронтальных занятиях, так и вне ее.
8.
Закрепление навыков словообразования и
словоизменения.
9.
Частичная коррекция поведенческих и
психологических нарушений.
Дидактическое
оформление методики Зайцева включает в себя 4 компонента:
кубики
таблицы
складовые картинки
пособие "Пишу красиво"
Кубики
Зайцева представлены в комплекте в количестве 54 штук и сделаны, как
и таблицы по складовому принципу - согласный плюс гласный, что и называется
складом. Все кубики различаются по: наполнителю (звуку), .размеру, весу,
цвету.
Вместе с кубиками в
комплект входят 2 таблицы с плоскостным изображением кубиков в определенном
порядке: склады скомпонованы по признаку: "деревянные”, "железные”, "золотые”.
Также все склады разделены на столбцы, которые читаются (поются) по
определенной системе, сверху-вниз, например, ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П. Также
расположены все остальные склады. Чтениие (пение) может происходить и в
горизонтальной плоскости, слева-направо на мотивы разных детских мелодий.
Таблицы и кубики
Зайцева расположены в кабинете, группе или классе, причем все кубики
выкладываются на стол сразу, а таблицы висят на стене над кубиками примерно на
уровне головы педагога. Таблицы располагаются так высоко для профилактики
нарушений зрения и осанки детей. Под таблицей вешается полка, для
составления из кубиков слов и фраз.
Помимо таблиц и
кубиков Зайцева в дидактическое обеспечение работы входят складовые
картинки. Складовые картинки представляют собой карточки с изображением
предмета и с написанным печатными буквами его названием сверху. С
обратной стороны карточек нет рисунка, а только его название. Слова на складовых
картинках написаны таким образом, что ударный склад выделен черным цветом.
Например: корова, верблюды. В настоящее время выпущено
несколько тематических серий складовых картинок, например, «Детский
мир», «Что вокруг меня растет». Складовые картинки бывают как цветные,
так и силуэтные, благодаря которым происходит развитие восприятия и наглядно –
образного мышления.
При помощи
пособия Зайцева "Пишу красиво" дети овладевают навыком
начертания печатных букв. Пособие состоит из 34 карт, где каждая буква
разложена на элементы, а красные стрелки указывают направление исполнения
элементов.
Работа по методике
Зайцева начинается с детьми, не умеющими читать и писать, не знающими букв, не
владеющими звукобуквенным анализом или владеющими в недостаточной мере. Работа
проводится условно в 4 этапа (длительность каждого этапа можно варьировать).
Ниже приводятся цели и задачи каждого этапа обучения.
Этапы обучения
Первоначальный этап
обучения, подготовительный
Цель: привлечение внимания к таблицам и кубикам Зайцева, развитие
умения манипулировать кубиками, а также следить за действиями педагога и
выполнять его инструкции. Этот этап достаточно простой и
короткий - 5 занятий, и с первых же минут работы
по методике Зайцева у детей начинает развиваться скоординированная работа
системы анализаторов, развивается ощущение звуковой стороны речи, просыпается
интерес к обучению.
Основной этап
обучения
Цели: учить самостоятельно выкладывать слова из кубиков Зайцева
и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская
между складами разрывов оперировать понятиями "ударение” и "большая буква”,
работать по складовым картинкам. Длительность - 15 занятий (примерно 1,5
месяца). Благодаря тому,что у кубиков Зайцева множество
признаков (они резко отличаются по цвету, звуку, весу, размеру, графике),
а в работе с таблицами используются приемы пропевания и ритмических
движений, дети в кратчайшие сроки запоминают все склады. При работе с
материалом активизируется максимальное количество мозговых центров. Задействуются
все основные отделы мозга, информация идет по пяти основным каналам.
Происходит, во-первых, активизация, "пробуждение” нервных клеток, они
включаются в работу, и, во-вторых, формируются такие связи, как
оптико-пространственные, слухо-зрительно-моторные, слухо-кинестетические и тд,
которые необходимы для чтения и письма. Плюс высокая мотивация у
детей к этой работе, что также способствует усвоению материала.
Этап третий
Целью является: научить всех детей выкладывать из кубиков Зайцева короткие
беспредложные фразы, читать их, дать представление о большой букве и расстоянии
между словами, точке в конце предложения, запятой, а также научить начертанию
букв на бумаге и доске карандашом, мелом или фломастером. Этот этап занимает
приблизительно 2 месяца, но закреплению полученных навыков необходимо
посвятить все время до конца учебного года, то есть 5-6 месяцев. На этом этапе
начинается обучение начертанию печатных букв по пособию Зайцева «Пишу красиво»,
благодаря которому обеспечивается профилактика нарушений зрения, осанки а также
нарушений чтения и письма. Надо отметить, что к началу 3-го этапа все дети
овладевают механизмом чтения, а ряду детей доступно послоговое чтение. В
некоторых случаях – беглое. По окончанию работы на 3-ем этапе закнчивается этап
кубиков и таблиц. Теперь в них нет необходимости, лишь таблицы используются
детьми для самоконтроля ошибок и уточнения знаний. Занятия по обучению
грамоте проводятся уже в подготовительной к школе группе. Вопрос о
целесообразности 4 –го этапа можно ставить в случае работы дефектолога с
умственно отсталыми детьми или с детьми с сочетанными нарушениями.
Итоговый этап
Цели: учить ориентироваться на листе бумаги в клетку;
учить писать печатными буквами в тетради в клетку под диктовку и самостоятельно
(списывание); закрепить знания о некоторых знаках препинания (работа с
интонацией); учить беглому чтению; учить составлять схемы слов, предложений;
дать базовые знания орфографии (словарные слова, жи-ши, ча-ща, чу-щу,
разделительный ь и ъ и т. д.); учить писать небольшие диктанты. Как
видно из вышеперечисленного, эти задачи решаются уже в рамках школьной
программы 1 класса, а благодаря предварительному обучению по методике Зайцева
дети овладевают этими знаниями и навыками уже к середине подготовительной группы.
Время, оставшееся до конца учебного года подготовительной группы посвящается
работе с детьми, не в полной мере освоившими материал.
Вся работа по обучению
грамоте по методике Зайцева проникает в
повседневную деятельность логопеда. Фрагменты игр (написание слов и
фраз кубиками Зайцева) используются на занятиях по лексике и грамматике,
фонетике. Это способствует не только закреплению навыка чтения, но и решает
задачи непосредственно самого занятия.
Организация занятий: в
детском саду оптимально проводить подгрупповые занятия по 3-4 человека
(хотя бы на начальных этапах обучения), реже по 5-7. Занятия проводятся в
кабинете логопеда, первые 2 недели – 3 раза в неделю, затем – 2 раза в
неделю в удобные для логопеда часы, по 25 – 40 минут. Также желательно использовать
2 комплекта кубиков Зайцева, один из которых – звучащий, то есть
наполненный - находится в кабинете , а второй – тихий, без
наполнителя - используется воспитателями в группе при повторении материала.
Методики Зайцева очень важна при
обучении грамоте именно в логопедической работе, ведь дети, поступившие
безречевыми, с серьезными задержками развития, оказываются в состоянии учиться
в обычных школах и даже в гимназиях. Катамнестические данные красноречиво
говорят о несомненных успехах на уроках русского языка и чтения. Любовь к
чтению эти дети пронесли через весь дошкольный возраст и принесли в школьный –
потому что они не знали, что такое не хотеть читать, им это понравилось
сразу и навсегда.
|