Природа, по своей сути, устроена так, что в ней никогда не было, нет и не
будет двух совершенно одинаковых существ, даже если это существа одного вида.
Что уж говорить о людях: в человеческом обществе каждый индивидуален и неповторим.
Только что появившийся на свет кроха не только одарен от природы уникальным
набором генов, но и с пеленок проходит свой, особый путь развития.
Только один этот факт способен развеять сомнения
относительно истинности утверждений сторонников раннего развития: каждый
новорожденный ребенок – гений, хотя бы потому, что он абсолютно уникален на
этой планете. Нужно только осознать, в чем заключаются особенности и необычные
способности именно вашего малыша и, исходя из этого, построить систему его развития
и обучения.
Суть индивидуального подхода в обучении можно
кратко выразить так: каждый ребенок сможет постичь любую науку, если подобрать
ему такой способ обучения, который будет задействовать его уникальные
склонности и опираться на сильные стороны его характера. Очевидно, что если
человек слеп, мы не будем пытаться передать ему информацию визуальными
способами. Мы разработаем и предложим ему аудио-осязательную систему
обучения и, несомненно, будем иметь успех. То же касается и передачи информации
детям. Подобно тому, как дети различаются по своим физическим качествам, так
неодинаковы у них психические процессы по глубине, устойчивости, быстроте
протекания и т.д.
Несмотря на распространение индивидуального
подхода в обучении в современном мире, далеко не все родители считают, что он
нужен. Очень многие придерживаются мнения, что общеобразовательная школа не
может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому
отдельному ученику. Ведь она задает некоторые общепринятые нормы, которым
ребенку нужно привыкать соответствовать ("подтягиваться" или
наоборот, "не быть выскочкой"). Есть и этический аспект проблемы – не
выделять детей, дабы не развить у них чувства зависти и соперничества. Все это
верно, но вывод на основании этого делается странный: мол, никаких различий не
должно быть в воспитании усердных и ленивых, талантливых и бездарных,
любознательных и не интересующихся предметом ребят.
Между тем, сама проблема "выравнивания"
или "подтягивания" отстающих, "неодаренных" детей не возникла
бы, имей ребенок с раннего возраста индивидуальный подход. Большинство
"отстающих" детей – это дети, которые плохо обучаются
"общепринятым", стандартным способом.
Так, например, многие дети в силу психофизических
отклонений: недоразвитости речевого аппарата, нарушений слуха, зрения,
аутичности и т.п. с самого раннего детства нуждаются в специфическом обучении,
учитывающем их слабые стороны. Обычно же ситуация складывается так: родители,
обнаружив нарушение в развитии ребенка, начинают его лечить, стараясь сначала
устранить проблему, а затем уже обучать ребенка стандартными методами. В
результате время оказывается упущенным, и даже если физическое состояние
ребенка потом выравнивается, наверстать его психическое и интеллектуальное
развитие уже практически невозможно. Ребенок становится отстающим, приобретает
множество обидных прозвищ, его самооценка падает, и дальше процесс идет по
нарастающей. Между тем, если с самого начала (как только обнаружили отклонение)
уделять время и силы именно развитию способностей ребенка, искать
"обходные пути" в его воспитании, разработать (вместе с психологом) и
использовать специфические средства обучения, то можно достичь не только
гармоничного интеллектуального и творческого развития малыша, но и улучшения
его психофизического состояния. Т.е. вывести ребенка на уровень
"нормальных" детей: успешных, с адекватной самооценкой и радостным
взглядом на мир.
Но это дети с нарушениями в развитии, для них
индивидуальный подход – единственный выход, а как быть с остальными детьми? Как
показывает практика, на деле все дети имеют особенности. Например, все мы
знаем, что способности ребенка зависят от доминирования и развития полушарий
мозга. У детей-левшей часто бывают трудности с освоением письма, чтения,
математики. Но зато у них иногда наблюдаются выдающиеся способности, связанные
с функциями правого полушария. Многочисленными исследованиями было доказано,
что среди художественно и артистически одаренных людей 55 – 60 % - леворукие.
Как воспитывать такого ребенка? А в случае неявного доминирования полушарий?
Или в случае эмоциональной возбудимости ребенка? Или еще в каком-нибудь
"непредвиденном" случае?
Огорченные неудачами чада родители стараются
надавить на ребенка – ведь школу-то как-то надо окончить. А почему бы не
использовать способности, которые не позволяют малышу быть успешным в
математике или чтении, для преодоления трудностей обучения? Может быть, стоит
попробовать изучать математику через рисование? Кто знает, а вдруг
нестандартные решения, к которым придет малыш на этих уроках, приведут его
потом к гениальным математическим открытиям?
Попробуйте пристально изучить вашего малыша: его
поведение, интересы, страхи, склонности. Это единственный способ установить,
какой подход в обучении ему нужен. Постарайтесь ответить на приведенные ниже
вопросы. Они помогут вам увидеть, что вы знаете, а чего не знаете о своем
ребенке, и лучше понять его характер, темперамент, психофизиологические
особенности.
- Чем ваш
ребенок любит заниматься больше всего?
- Ваш
ребенок левша или правша?
- Какое
здоровье у малыша? Часто ли он болеет и есть ли врожденные или хронические
болезни? (Помните, что в первые годы жизни на обучение малыша ключевое
влияние оказывает состояние его здоровья!)
- Кто
принимает наиболее активное участие в воспитании малыша? Какова основа
системы воспитания в семье, и есть ли она вообще? Существуют ли в семье
единые правила, традиции, требования? В какой атмосфере растет ваш
ребенок?
- Такие
"сильные" стороны характера, как сбалансированность,
устойчивость, уверенность в себе, умение добиваться успеха и доводить дело
до конца, во многом зависят от взаимоотношений отец-мать-ребенок. Поэтому
задайтесь вопросом, какую роль в воспитании ребенка играет в вашей семье
отец?
- Какая у
ребенка любимая игрушка? Как вы думаете, почему она нравится ему?
- Какой
способ восприятия информации наиболее близок вашему ребенку: слуховой,
зрительный, тактильный? Или он лучше всего обучается при общении с
другими? В частности, любит ли ребенок книги? Рассматривает (читает) ли он
их сам или предпочитает, чтобы их показывал и читал кто-то другой? (Важно
установить, какой способ обучения наиболее близок вашему ребенку.)
- Ваш
ребенок подвижный или спокойный? Каков темперамент вашего ребенка? В
ответе на этот вопрос вам также поможет наблюдение за тем, как ваш ребенок
засыпает. Отметьте для себя, как он спит: беспокойно, часто просыпается,
или, наоборот, вы с трудом можете его разбудить? (Это поможет вам выбрать
педагогические приемы для работы с крохой: одни дети могут долго сидеть на
месте, другим просто необходимо часто прерывать занятия для подвижных игр
или, вообще, двигаться во время урока.)
- В
какой мере ребёнок предоставлен самому себе и любит ли он быть один? Это
очень важный параметр: многие дети – "затворники" по своей
природе и не выносят долгого пребывания в обществе. Другие, наоборот, -
лучше всего себя чувствуют в гуще коллективных мероприятий.
- Как
проходят ваши развивающие занятия с ребенком? Какие игры он любит больше:
логические головоломки, мозаики, книжки, лото, работу с художественными
наборами? Справляется ли малыш с выполнением заданий сам или нуждается в
вашей помощи? Сколько он затрачивает времени на выполнение заданий?
Работает ли он сосредоточенно или отвлекается? Радуется ли он занятиям?
- Есть ли
у ребенка трудовые обязанности дома? Какие это обязанности и как он их
выполняет? Нужно ли ему напоминать о них или он с радостью делает все сам?
- Есть ли
у ребенка друзья его возраста, любит ли он с ними играть?
- Как
ребенок реагирует на похвалу? На осуждение? На запрет?
Ключиком к особенностям ребенка также может стать
история семьи, генеалогическое древо. Наведите справки о профессиях и хобби
членов семьи, задумайтесь о роде своих занятий и своих увлечениях. Вопросы,
приведенные здесь, - лишь ниточки, которые могут натолкнуть вас на идею, некую
догадку, и повести вас в таинственный, неисследованный мир своего ребенка.
Главным же проводником в этом мире должна стать ваша интуиция, которая
подскажет вам, на что нужно обратить внимание и где скрывается разгадка
характера вашего ребенка.
Главное, конечно, нельзя допускать переживания
детьми чувства своей «неполноценности», заставлять их думать, что неумение
делать что-либо, делает их хуже. Расстройство родителей по поводу неудач
ребенка в обучении может повергнуть не слишком уверенного в себе малыша в
«интеллектуальную пассивность» - полное нежелание учиться и развиваться.
Однажды притупив природную любовь к обучению и чувство собственного достоинства
у ребенка, мы можем навсегда потерять уникальную личность, способную дать миру
нечто, что никто другой дать не в состоянии.
Мы живем во время, когда все больше появляется
садов и школ, в которых преподаватели внимательно наблюдают за детьми,
разрабатывают индивидуальный план обучения, согласно их способностям, создают
специализированные классы: с художественным, математическим, биологическим и
т.п. уклоном. Методы развития, упражнения и задания, давшие успех при обучении
одного малыша, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по
отношению к другому. Поэтому очень важно, чтобы преподаватель, с которым
занимается ребенок, составил для себя полную картину его индивидуальных
психологических характеристик.
Вообще говоря, все приемы, используемые в
воспитании, от поощрения до осуждения, относительны в своем влиянии на ребенка.
Одного малыша нужно много хвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы.
При работе с другим от похвал лучше воздерживаться, чтобы не привести его к
излишней самоуверенности и хвастовству. То же самое касается и порицания
(конечно, здесь имеется в виду только мягкое порицание, вроде: "По-моему, если
бы ты был более старательным, картинка вышла бы лучше"). Самоуверенному и
несамокритичному ребенку нужно давать задания потруднее, в которых требуется
старательное выполнение, или где необходимо внимательно подумать. А после
выполнения задания полезно выделить и подчеркнуть его огрехи и ошибки. В то же
время с неуверенным, замкнутым в себе ребенком, которому трудно проявить себя и
свои способности в обществе других детей, этот способ сыграет дурную шутку –
ребенок может вообще отвернуться от обучения.
Какой в прошлом был самый популярный способ
воздействия на ребенка, который не хочет заниматься? – Заставить его. Но если
мы захотим услышать, что своим отказом говорит нам ребенок, мы, скорее всего,
поступим по-другому. Если мы найдем наиболее сильную сторону в умственных
способностях ребенка и, опираясь на неё, дадим ему задания, которые
гарантировали бы ему успех в выполнении, то этот успех – удача в выполнении
даже одного дела – укрепит веру ребёнка в свои силы. В результате он захочет
выполнить другое задание, и приступит к нему уже с "предчувствием"
удачи. А переживание радости успеха – это залог продуктивного обучения.
Для каждого ребенка есть своя мера трудности,
нижний её предел, который каждый малыш должен в силу своих повышающихся
возможностей стремиться превзойти. Задача родителей и педагогов – видеть эту
меру и отталкиваться от нее в построении занятий.
Многие представляют себе индивидуальный подход
как изоляцию ребенка и предоставление его самому себе. На самом деле,
индивидуальный подход в обучении не исключает, а предполагает коллективную,
групповую деятельность, развитие навыков общения и поведения. Просто при этом
большой акцент делается на самостоятельность исследования, познавательного
"прорыва" который совершает ребенок.
Одно из главных преимуществ индивидуального
подхода в обучении – возможность для ребенка сформировать свои, особенные,
характерные лишь для него способы работы. Наступило время, когда мы
можем не бояться, а радоваться, если ребенок вдруг сделал что-то необычно,
нестандартным образом: например, написал диктант по интуиции, а не по правилам;
решил задачу, опираясь на аналогию, а не исходя из строгих логических законов;
в рисунках воплотил зеленых зайцев и пушистые дома…
Творчество - это способность нестандартно
мыслить, действовать нешаблонно и создавать новое. Оно не вырастает на пустом
месте. Только если мы будем поощрять и развивать уникальные склонности ребенка,
его своеобразие, мы сможем развить интеллект и способность к творчеству, а
главное, позволим во всей полноте раскрыться личности ребенка.
|