Живя
в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно
приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой
устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к
окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к
определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру
пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих
ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму,
способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения
с родителями, привязанность к ним.
В случае, если установленный в семье порядок почему-либо
изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения
уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к
возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а
вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные
механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала
подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти
изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают
привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном
подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся
каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым
условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском
учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым
социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но
серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят
·
нарушение аппетита
(отказ от еды или недоедание)
·
нарушение сна (дети не
могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
·
меняется эмоциональное
состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
* повышение температуры тела
* изменения
характера стула
* нарушение некоторых
приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь
затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым
социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни
пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей.
Дети одного и того же возраста
ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на
каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с
интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие,
наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений
выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с
матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают
хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим
признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по
характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости
от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться
работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно
определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения
находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной.
Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику
развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее
приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о
которых говорилось выше.
Ниже приведена информация, следуя которой родители и
воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак,
что должны знать и уметь родители:
1.
Чем чаще ребёнок будет
общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке,
около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет
перенести приобретённые умения и
навыки в обстановку детского сада.
2.
Неформальное посещение
детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике,
причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный.
Старайтесь в своём рассказе
показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
3.
Т.к каждый поступивший
ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать
детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3
дня).
4.
В первые дни ребёнок
должен пребывать в группе не более 2-3часов.
5.
Для первых посещений
рекомендуются часы, отведённые дляпрогулок, игр. Это позволяет быстрее
определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное
напряжение от первых
контактов.
6.
Установление
эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной
обстановке в присутствииблизкого человека. В первый день кратковременное
знакомствос воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому
саду, на установление контакта между ребёнком ивоспитателем в новой
ситуации.
7.
Очень полезны
экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
8.
Отрицательное влияние
на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское
учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском
учреждении.
НЕОБХОДИМО:
·
до приёма выяснить
режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка
(анкета).
·
в первые дни не
нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и
приучать ребёнка к новому укладу жизни.
·
приблизить домашние
условия к особенностям д/с: внести элементы
режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя
обслуживать и т.п.
Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в
зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с
семьёй, должен быть дифференцирован, т.е. в соответствии с группой
адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй.
Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с
близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной,
предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом
дошкольного учреждения.
Сразу хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды
своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3
месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации.
Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу
Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка
подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых
осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому
нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому
ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными
словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и
индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий
воспитания ребёнка до
поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном
уровне.
|